Я
и мои дети.
Дорогие друзья, предлагаю прочитать текст
Св.Писания из 3Цар.1:5-6:
«…Адония, сын Аггифы, возгордившись, говорил: я буду царем. И завел себе
колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. Отец же никогда не
стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился
ему после Авессалома…». И темой
нашей беседы, на основании прочитанного, будет вечная тема - тема отцов и
детей. Дети, это наша радость, это
особый предмет наших переживаний, для многих единственный смысл жизни. Особое
переживание, когда мы видим мир, в который им придется вступать – мир зла,
греха, страданий. Мир, который стремится поглотить их, чтобы погубить их души.
Несколько столетий назад, знаменитый чешский педагог Ян Коменский писал об этом
так: «…Ныне дурные сообщества губят юношество. Теперь мы живем вместе,
добрые смешавшись со злыми, и число злых бесконечно больше числа добрых.
Примером злых так сильно увлекается юношество, что предлагаемые в
противодействие злу наставления о соблюдении добродетели либо не имеют силы,
либо имеют силу ничтожную…». Думаю, многие согласятся, что это особенно
актуально для нашего времени, времени последнего, о днях которого Библия
говорит, как о временах тяжелых, когда даже у тех, кто имеет любовь, она будет
охладевать. И там же, в Своем Слове, Бог открывает, что Он ожидает от
родителей, как мы читаем: «…И вы, отцы,
не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении
Господнем...». И, безусловно, это
многогранная тема, в жизни родителей, как правильно нам строить с ними
взаимоотношения, чтобы воспитать их, чтобы помочь им не только войти в этот
мир, но и достойно пройти дорогой, которая называется жизнь. И сегодня только
об одном из аспектов этой темы, когда родители не заботятся о том, чтобы
противодействовать злу в жизни своих детей, как об этом так же писал Ян
Коменский: «…что же сказать о том, что и наставления в добродетелях
предлагаются редко? Немного есть родителей, которые могли научить своих детей
чему-либо доброму, или потому что сами не учились ничему подобному, или потому
что, будучи занятыми, этим пренебрегали…».
Прочитанный текст, представляет часть истории жизни
царя Давида и его четвертого сына Адонии. И несколько уроков для нас с вами,
для нашей науки и пользы нашим семьям.
Первое на что обратим наше внимание: «…Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил:
я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек
скороходов…»(5). Первый факт из прочитанного: мы часто видим и знаем проблемы
своих детей. Жизнь Адонии была на виду у всех, так же и у Давида.
Поведение его сына было вызывающим. Он очень хотел получить царство, хотя оно
уже было обещано отцом, его брату Соломону. Адония впал в грех - противостал
воле отца. Путь, на который он встал, это был гибельный путь, ибо погибели
предшествует гордость, которая и стала причиной такого поведения Адонии. Это
было опасное состояние души, ибо гордость есть начало греха. И как
свидетельствуют древние: «…с нее начинается всякий грех и в ней находит свою
опору…». Возгордился, дерзко говорил, завел себе колесницы, всадников,
скороходов. Репетировал то, к чему влекла его, его плоть. То, что так
привлекает в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Невидим ли
мы подобного поведения своих детей?! Невидим ли, когда они несправедливо
поступают со своими друзьями, не почитают наших родителей, своих бабушек и
дедушек, когда грубят нам, и смеются над нашими советами и наставлениями, когда
перенимают вкусы и манеры мира, окружающего нас. Безусловно, можно оправдывая
себя сказать, я не знаю и не вижу, но истина в том, что видим и знаем. И здесь,
каждый день приносит новые проблемы и требует от родителей новых решений, и
каждый день мы должны снова решать, как сохранить близость в общении с детьми,
чтобы не потерять их, и не оставить одних на растерзание миру.
И здесь второе, что отметим: «…Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего
ты это делаешь?..»(6). Это второй факт из прочитанного: не такой ли именно является наша реакция на жизнь наших детей.
Кто-то, когда-то сказал: «…знаешь ли, какой самый верный способ сделать
вашего ребенка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа…».
Именно таковым было положение Адонии. Давид любил его, возможно ища утешения
себе, о погибшем сыне своем Авессаломе. Пытаясь своим отношением к Адонии
исправить ошибки, которые были допущены в отношениях с Авессаломом. Не просто
так Писание отмечает факт красоты Адонии, что так же отмечено и в отношении
Авессалома. И слово, употребленное в Библии, что он не стеснял своего сына
вопросом: для чего ты это делаешь, буквально означает, что он не задавал своему
сыну никаких вопросов, в отношении его поведения и жизни боясь огорчить,
принести боль, стеснить. Но понял ли правильно Давид, в чем должна выражаться
его любовь к сыну? Возможно, он боялся перегнуть палку, и все пустил на
самотек. Но любовь, отступающая пред своеволием ребенка, а в нашем случае она
даже не сопротивлялась этому, не есть истинная любовь. Бог, в Своем слове,
говоря о Своей любви, которая есть примером настоящей любви, говорит, что «…ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же
всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с
вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем
обще, то вы незаконные дети, а не сыны…»(Евр.12:6-8). Премудрость гласит:
«…Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии
утешаться им…»(Сир.30:1). По
контексту прочитанных мест, наказание имеет причину, своеволие человека, грех,
бунт против Божьей воли. И цель его помочь исправить положение, направить на
правильный путь. Принцип, который Господь предлагает нам – не останься безучастным,
равнодушным к тому, что происходит в жизни твоего ребенка. У
Адонии, были проблемы с восприятием окружающего мира, с выходом в
самостоятельную жизнь, но отец так и не нашел времени для него, для беседы,
наставления, для внесения поправки в его жизнь, хотя для этого имел абсолютную
власть и как царь, и как отец. Как поступаем мы?! Давид не стеснял его
вопросом: для чего ты это делаешь!
И третье, что хотелось бы отметить: читая и размышляя об этой истории далее, можно
отметить последний факт: всегда, есть плачевные плоды подобного
отношения к проблемам своих детей. Отмечу только некоторые из них. Давид потерял контакт со своим сыном
Адонией. Отец не посвящал сына в свои планы, сын соответственно. Каждый жил
своим миром. На каком то этапе жизни
Давид перестал быть для Адонии другом, товарищем. А ведь дети хотят поддержки
от родителей, товарищеских отношений. Хотят просто быть вместе. В связи с
предыдущим, у Адонии не было руководства
к жизни от отца. Следствием этого нет отцовского авторитета, нет послушания.
Бенджамин Франклин, размышляя об этом моменте воспитания, когда-то сказал: «…Пусть
первым уроком ребенка будет повиновение – тогда вторым, может стать то, что ты считаешь
необходимым…». Как следствие, всегда
найдутся те, кто станет авторитетом и советчиком. Читаем: «…И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с
Авиафаром священником, и они помогали Адонии…»(7). Вот они
советчики Адонии. Иоав, который мог подло убить, доверившегося ему. Иоав,
который не всегда был верен Давиду, отцу Адонии. Авиафар, священник, который,
участвуя в этом заговоре, предавал Давида. Что хорошего могли они посоветовать
Адонии?! Его отец писал, в одном из своих псалмов:
«…Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и
не сидит в собрании развратителей…».
Как далек был Адония от этого блаженства, ибо и у самого сердце было нечисто и
у тех, кто был рядом. Каким наставникам, мы препоручаем наших детей, нарушая наши
отношения с ними? Так же небыло у Адонии взаимопонимания с остальными членами
семьи, и как финал смерть, стала его наследством.
«…Отец же не стеснял его вопросом: для чего ты это
делаешь?..»(6). Сегодня время
любить своих детей. Подарить им свое участие. Завтра младенец не будет
нуждаться в том, что бы его укачивали, а ребенок, едва научившись ходить,
перестанет обращаться к вам с бесконечным: «Почему?», школьнику не надо будет
помогать учить уроки и он не станет больше приводить в дом своих друзей. Завтра
подросток окажется перед необходимостью самостоятельно решать, выносить
серьезные решения для своей жизни. Помог ли, помогу ли я ему в этом? Задайте
себе этот вопрос, соприкоснувшись с чужой трагедией и да благословит вас
Господь присоединиться к молитве одного отца, для благословения вас и
ваших детей: «…Господи не дай мне быть
настолько занятым, чтоб у меня не осталось времени поговорить с детьми,
поиграть с ними, вместе сделать что-нибудь, вникнуть в их проблемы. Помоги мне
остаться для них близким человеком и другом…».
Аминь.
|