«…говори
Господи, ибо слышит раб твой…»(1Цар.3:1-10)
Дорогие братья и сёстры, хотелось бы
сегодня немного поговорить о наших детях.
Именно
с ними связаны наши самые радостные и самые тревожные переживания. Радость их
рождения, первые шаги, первое слово, первый класс, первая любовь… и начало
тревог – первые шишки, первые болезни, первые конфликты, первый долгий вечер
переживания… Этот список радостей и печалей, каждый из вас может продолжить. И
об этом у нас переживание и молитва.
Именно наши дети это наше будущее, как
отражение нас в этом мире, когда нас уже не будет. Именно они будущее нашей
страны, как обратился однажды один учитель, к первоклашкам: «Доброе утро
господа министры, ученые, президенты…». Именно они будущее церкви – её пастора,
проповедники, миссионеры… И об этом у нас так же переживание и молитва.
Но самое главное для них и для нас,
всё остальное, будет производной от этого, это спасение их бесценных душ,
обретение ими личных, близких отношений с Господом, что в жизни Самуила, в
данный момент его жизни, отражено в словах: «…говори Господи, ибо слышит раб
твой…». Здесь диалог, на основании понимания Бога и себя. Перед нами путь
созидания от «отрока Самуила» до «пророка Господнего».
Отмечу несколько моментов, которые, на
мой взгляд, необходимы нам с вами, то ли родителям, то ли тем, кто занимается с
детьми, или воспитанием, которые могут способствовать, чтобы в их жизни
произошло: «…говори Господи, ибо слышит раб твой…»
Первое, что отметим: Необходимо знание
жизни ребёнка (3:1). «Отрок
Самуил служил Господу при Илии». Несколько слов, но как много сказано о нём: о
его возрасте, его имени, направленности его жизни, его окружении. Если бы жили
тогда, могли бы опираясь на это узнать еще больше! Ведь как много знал Илий о Самуиле! Он знал, что Самуил дитя,
посвященное на служение Господу (1:26-28). Он знал, что много доброго посеяно в
нём теми, кто имел общение с Самуилом, до того как он попал в дом Господень.
Илия мог иметь общение с семьёй, когда они приходили на поклонение. Как много может
дать нам знание наших детей, или тех, кто находится под нашим попечением.
Пример: Притча-сон об Иисусе одному человеку. Одного прошёл, к другому
прикоснулся, третьего обнял. Почему по разному? У третьего особые проблемы.
Знание жизни будет корректировать и наше отношение к ним, и наше участие в их
жизни. Сейчас у нас наши и приемные дети.
Шалят, бурчат. Как поступать? Теплота и любовь, без строгости на этом этапе,
ведь их так много уже взрослые обидели. Вопрос знаем ли мы своих детей? Не
секрет, что образ нашей жизни способствует возникновению пропасти между
поколениями. Одни на работе, работе, в себе и в себе, другие в школе, в общении
с подобными себе и часто идут абсолютно независимые жизни, часто со своими
горькими плодами в дальнейшем. Движение «хиппи» в 60-е годы, как протест по
отношению общества, которое не хотело замечать молодежь и вникать в их
проблемы. Возможно те проблемы, которые переживаем с ними, оттого, что не
знаем, и не интересуемся их жизнью. Как часто, наши дети, самые близкие незнакомцы,
которые должны быть для нас особенно глубоко знакомыми и понимаемыми.
Второе, что отметим: Важно постоянство
отношений с детьми (3:1).
«…служил при Илии…». Маленькое
слово, свидетельствующее, что каждый день Самуил был на глазах у Илии. Каждый день Илий, мог среагировать на то, что происходило в жизни Самуила. Есть
ли у нас постоянство в отношениях с детьми. Ведь, с одной стороны, все и всё
пытаются их учить. Каждый день, каждая встреча с кем-то, каждое событие, что-то
меняет в их жизни. С другой стороны, ошибаемся и мы сами, предоставляя учиться
не доброму, а так же и дети не учатся в совершенстве тому, чему пытаемся
научить. Пример: Вспоминаю свидетельство Юры Фрица. У него приемный мальчик.
Сложное детство. Масса усилий в воспитании. Дали путёвку в лагерь, не хотел
отпускать, но не мог не отпустить. Через месяц он дома. И я понял, что всё надо
начинать сначала. Только месяц, и всё сначала. Другой пример из своей жизни.
Наблюдал, за старшим сыном как через Интернет общался с друзьями. Часть слов я
не мог понять. Задал вопрос, он мне всё объяснил, и я понял, что может пройти
время, и я буду слушать его общение со сверстниками и не пойму их! Какие у
меня, или у вас отношения с нашими детьми: постоянные, или урывками, или
единичные с угасанием? Может, даём отношение только тогда, когда проблема? «Вот
придет отец он тебе всыплет!» А может, обращаем внимание, когда приходят дни
Рождения, и мы вдруг понимаем, что они уже выросли, а мы так и не дали им себя
для общения? Только постоянство отношений, может дать возможность знать своих
детей, и может помочь им достичь «…говори Господи, ибо слышит раб Твой…». Так и
во Вт.6:6-8, Господь говорит о наставлении (понимай отношения): «…и внушай их
детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась, и
вставая…»
Третье, что отметим: Важно терпение,
терпение и еще раз терпение, в наших отношениях с детьми (3:2-8). Чтобы понять ребёнка и путь Господа к
нему, необходимо терпение. В 8 стихе, мы прочитали: «Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока». Не с
первого, и не со второго раза. Поставьте себя на место Илии. Только прилёг,
только начал погружаться в сон. И вдруг: «Вот я! Ты звал меня!» Ну, первый раз
как-то прошло. Ну а как второй раз?! А как третий?! Ведь можно было бы и
накричать, не выслушать, то и не было бы тогда доброго плода от наставника.
Вспомните, как вы научили ребёнка ходить… кушать (сколько одежды перепачкал, а
сколько раз приходилось пол убирать)…, а первое стихотворение, когда ты его уже
знаешь, а ему не лезет и всё, …или задачки по математике.... Терпение,
терпение, терпение и смотришь научился! Но это касается и отношений с Богом.
Много ли вам дети задают вопросов по Библии, в отношении мира вокруг, в
отношении происходящих событий?.. Иногда терпение нужно, чтобы ответить и не
отбить охоты подходить к папе, или маме. А как часто сами задаём вопросы: «Всё
ли понимают?!» Помогаем ли понять, что происходит в их жизни: «Почему Бог
допускает в жизни, то, или иное?». Это как штришок, за штришком, которые
создают картину Божьего присутствия, и Его воли в нашей жизни. Но, чтобы
нарисовать эту картину необходимо терпение, как и читаем, что «…терпение нужно
вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное…». Вспоминаю ситуацию из жизни. Нападение. «Папа, почему
Бог допустил это?». Надо объяснять и не один раз.
И последнее, четвёртое: Важно в нужный
момент направить дитя на общение с Господом, помочь услышать Господа, и помочь
понять, что Господь говорит к нему (3:8-10). Мы читаем, что был момент, когда
«…Самуил еще не знал голоса Господа». А Господь начал говорить, а он не может
понять. Самуил идет к тому, голос которого он знает. И здесь два момента.
Пойдут ли наши дети к нам, когда прозвучит к ним Божий голос, и обратим ли мы
на них внимание, когда взволнованные они попытаются понять, что происходит в их
жизни? Вспоминаю наше поступление в
институт. Помолились. Документы в три ВУЗа. В первом ВУЗе, на первом экзамене,
любимый предмет – два балла. Её даже не слушали. Слёзы, и вопрос: «Почему?».
Воля Бога, мы ведь молились. Он полностью контролировал ситуацию. Он приготовил
лучшее. И лучшее действительно случилось, но чуть позже, когда поступила туда
куда более мечтала, и поступление куда могла оценить как чудо. Написано:
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и
состарится»(Пр.22:6). Есть момент для
наставления и направления. Важно не упустить его.
В конце этой главы, читаем об
удивительном плоде жизни: «И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил
удостоен быть пророком Господним»(ст.20). Был отрок Самуил – стал пророк
Господний.
Да благословит Господь наших детей,
чтобы в нас они могли найти добрых наставников, которые жили бы их жизнью, были
постоянны в своих отношениях с ними, были бы терпеливы к ним, и которые не
упускали бы момента направлять их к Господу. И чтобы это всё могло помочь им
пережить в своей жизни момент посвящения Господу: «…говори Господи, ибо слышит
раб Твой…».
Аминь
|